Зуб мудрости: удалять или сохранить?

Зубы мудрости, «восьмерки» или третьи моляры — это жевательные зубы, которые прорезываются к 18-25 годам. Существует мнение, что «восьмерки» — рудиментарный орган. Раньше эти зубы были нам нужны для пережевывания грубой, необработанной пищи, но сейчас, когда практически все, что мы едим, проходит кулинарную обработку, эти зубы оказываются не нужны, при чем настолько, что в челюсти современного человека  даже не хватает для них места.

У 92% процентов взрослого населения есть зубы мудрости, при чем у четверти взрослых зубы либо полностью, либо частично ретинированы, то есть непрорезавшиеся.

Какие проблемы могут возникнуть с зубами мудрости?

Несмотря на то, что восьмерки сейчас практически не несут функциональной нагрузки, обычно они довольно проблемные. Что же может быть « не так» с зубами мудрости?

Во-первых, зубы могут быть размещены атипично — другими словами, аномально. Они могут «лежать» в десне, и даже могут быть покрыты не только десной, но и костной тканью. Представляете, сколько проблем может наделать такой зуб, если он вдруг решит расти? Корни верхних восьмерок могут уходить практически в гайморову пазуху, а нижних — достигать нижечелюстного нерва, в таких случаях инфекция в каналах зуба может обернуться гайморитом, воспалением костной ткани вокруг корней, и даже воспалением нерва.

Во-вторых, зубы могут травматично прорезываться. Если коронка зуба мудрости упирается в корень или коронку соседней семерки, то пытаясь прорезаться, восьмерка будет травмировать соседний зуб. Это может спровоцировать кариозное поражение семерки и воспаление тканей вокруг.

Но даже если зуб мудрости растет ровно, при прорезывании он может спровоцировать перикоронарит, то есть воспаление десенного капюшона поверх коронки. Ощущения при перикоронарите крайне болезненные, и такой диагноз требует хирургического лечения — как минимум иссечение капюшона, как максимум — удаления зуба мудрости.

В третьих, поскольку у зубов мудрости очень часто не бывает зубов-антагонистов, то есть противоположно размещенных зубов, которые при жевании создают нагрузку друг на друга, то неравномерное распределение нагрузки влияет на работу и состояние височно-нижечелюстного сустава. Он испытывает перегрузку, развивается болевой синдром, трудно поддающийся лечению. ВНЧ-сустав — единственный в теле человека, который невозможно протезировать.

В четвертых, из-за недостатка места в челюсти прорезывание восьмерок может спровоцировать скученность зубов (когда зубы «наползают друг на друга», пытаясь втиснуться в ограниченном пространстве). Такая скученность нарушает не только эстетику улыбки, но и прикус, и опять же оказывает повышенные нагрузки на височно-нижечелюстной сустав.

Ну и в конце-концов, даже благополучно прорезавшийся зуб мудрости осложняет гигиену, поскольку далеко не каждый человек может тщательно вычистить так глубоко во рту, а скопление бактерий из остатков пищи приводит к развитию кариеса и в самой восьмерке, и в соседних зубах.

Что же делать?

Чтобы избежать описанных и других возможных проблем, зубы мудрости следует удалять. Если зуб прорезался над десной, удаление его будет более быстрым и несложным. Если же зуб частично или полностью ретинирован, или расположен атипично, потребуется полноценная хирургическая операция. Благодаря современных анестетикам, такие операции проводятся совершенно безболезненно.

После удаления несколько дней надо будет соблюдать назначения врача — полоскать рот определенными растворами, принимать противовоспалительные и болеутоляющие препараты, возможно даже антибиотик.

В каких случаях нужно сохранять зубы мудрости?

Несмотря на то, что общая стоматологическая практика склоняется к тому, что все зубы мудрости подлежат удалению (а в некоторых странах их удаляют еще на этапе зачатков в подростковом возрасте), в некоторых случаях зубы следует сохранить.

Если челюсти достаточно развиты, и зуб полностью прорезался, здоров, и у него есть зуб-антагонист, его можно не удалять. По крайне мере до тех пор, пока не он начет беспокоить.

Получите профессиональное лечение от наших врачей

Запись на приемПолучите профессиональное лечение от наших врачей

Для нас стоматология — гораздо больше, чем пломба или даже реставрация, мы меняем качество жизни людей.