Извлечение каналонаполнителя из канала зуба

Пациентка пришла по направлению своего лечащего врача с целью извлечения сломанного каналонаполнителя из канала зуба. Инструмент мешал доктору пройти и качественно очистить канал. На корнях этого зуба есть воспалительный процесс, который проявлялся периодическими ноющими болями, проходящими после приема противовоспалительных препаратов. Также вокруг этого зуба заметен незначительный отек.

Если не убрать инфекцию из корневого канала, то воспалительный процесс будет прогрессировать.  В дальнейшем на этом зубе может возникнуть гранулема или киста, которые нагнаиваются при снижении иммунитета. Кроме сильной боли и выраженного отека, этот процесс может грозить потерей зуба или даже несколько, если киста разрастется.

На прицельной рентгенографии мы видим фрагмент каналонаполнителя в канале — это инструмент, которым ранее вносили пломбировочную массу в канал. Причин поломки может быть несколько: это и сложная, атипичная анатомия корневых каналов и то, что врач работал без визуализации и увеличения. Без микроскопа доктор не мог увидеть, что в средней трети каналы сходятся, из-за чего инструмент заклинил и сломался.

На извлечение этого инструмента мы потратили около часа, но такая процедура  может занять значительно больше времени, иногда даже несколько визитов. Поскольку инструмент находился в значительно искривленном канале, было очень сложно извлечь его, не расширяя при этом  канал. После успешного извлечения отломка мы запломбировали нижние ⅔ канала горячей гуттаперчей. Далее пациент вернется к направившему его доктору, который установит штифты в верхнюю треть каналов, восстановит культю зуба и накроет его керамической коронкой.

Несмотря на устрашающий вид рентгеновских снимков зубов с инструментами в корнях, их извлечение не всегда показано. Необходимо оценить риски, и если канал удается пройти и продезинфицировать, обойдя инструмент, то обломок можно оставить. Ведь сильное расширение канала истончает его стенки и грозит трещиной корня. А зубы с трещиной корня подлежат удалению.

До лечения

Извлеченный фрагмент инструмента